Церковь Рождества Христова Вологодского монастыря.
Церковь Рождества Христова (1667-1670)
Симоновский корпус с церковью Рождества Христова - второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне.
Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем располагается над восточной частью корпуса. Сама церковь, очень небольшая, занимала часть второго этажа - самого высокого и светлого, в котором находились также архиерейские кельи и наиболее нарядное и торжественное помещение во всем дворе - Крестовая палата, в которой вологодские епископы принимали наиболее знатных гостей и где трижды был Петр I.
Кубический объем домовой Рождественской церкви первоначально был увенчан пышным пятиглавием, замененным в начале 1860-х годов одной главой. Южный фасад церкви на уровне галереи украшает белокаменная плита с храмозданной надписью - непременный атрибут многих культовых построек этого времени.
В XVII и первой половине XVIII века здание Симоновского корпуса выглядело очень торжественно. Это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднее Симоновский корпус много раз подвергался всевозможным переделкам и постепенно терял свой торжественный вид.
Вологодский епископ Иосиф Золотой после постройки в Архиерейском дворе своих апартаментов ( Иосифовский корпус: 1764 - 1769 годы ), перенес домовую церковь из Симоновского корпуса в Крестовую палату. В 40- х годах XIX века церковь капитально перестроили, сделали выше и длиннее. Убрали своды, перекрывавшие Крестовую палату, и церковь стала двусветной. Немного позднее она была расписана ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора и стенной росписи теплого Воскресенского собора.
После упразднения церкви здесь располагался консисторский архив.
В результате реставрации 1960-гогода Симоновскому корпусу с домовой церковью Рождества Христова была в значительной мере возвращена его былая нарядность, однако поздняя форма церковной главы осталась без изменения.
|