Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.


РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СОБОР ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ (90-е гг. XV в.) — памятник Московской архитектурной школы.
Четырехстолнный одноглавый трехапсидный храм на подклете, окруженный с трех сторон открытой папертью-террасой. Имеет второй ярус закомар — кокошников, прикрывающих приподнятые подпружные арки. Еще ряд кокошников украшает пьедестал в основании барабана. Верхи апсид, барабана, основания закомар украшены широким поясом узорной кирпичной кладки. На западном фасаде она полностью покрывает поля закомар, создавая эффект «кирпичного кружева».

Росписи собора — главное произведение великого Дионисия. Они были исполнены в 1500 — 1502 гг. С Дионисием работали его сыновья Феодосии и Владимир. Ведущая тема росписей — «Акафист Богоматери». Настроение их соответственно празднично, краски декоративны, одежды персонажей роскошны и разнообразны, архитектурные и пейзажные фоны сложны и насыщенны. Вместе с тем живопись бережно сохраняет и выявляет плоскость стены. Здания и фигуры лишены объема и веса: впечатление их «парения» еще более усиливает эйфорическую атмосферу ансамбля.
Необычна иконографическая структура росписей. Снаружи, на главном западном портале собора представлен «Деисус», ниже — «Рождество Богоматери» и сцены из ее детства; по сторонам портала — фигуры архангелов, над порталом — «Богоматерь-Знамение» с Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским, описавшими этот сюжет. Эта группа фресок, бесспорно, принадлежит руке самого Дионисия, его гармоничному стилю с музыкальной ритмичностью композиций, стройными изящными фигурами, мягкой палитрой. Внутри центральное место отведено образу Богоматери- заступницы: в конхе апсиды — Богоматерь на троне, над триумфальной аркой — «Покров», во лбу арки — «Знамение». На стенах фрески располагаются в четыре ряда.
Три из них (кроме нижнего, с орнаментальными полотенцами) посвящены Богоматери: «Соборы», «Акафист» и евангельские сцены. Основной цикл — «Акафист» — начинается в алтаре. Здесь изображены два «Благовещения» и 17 эпизодов из жизни Богоматери и Христа, а также иллюстрации к песнопениям «О тебе радуется» и «Похвала Богоматери». Стиль этих фресок, а также «Соборов» отличается особой изысканностью, детализированной проработкой форм, нарастанием декоративности. Даже в тех сюжетах, которые не посвящены напрямую Богоматери, она играет важную роль: так. в «Страшном суде» (на западной стене) она молит грозного судью за род человеческий и восседает на троне в Раю среди праведников.

”Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.