Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Церковь Спаса Нередицы.


Неподалеку от Городища, к востоку от него, на невысоком холме, отделенном от Городища речкой Спасовкой, расположена всемирно известная церковь Спаса на горе Нередице или, как ее называют в просторечии, Спас-Нередица.

Церковь Спаса была выстроена в летние месяцы 1198 года князем Ярославом Владимировичем. Расположенный возле новой княжеской резиденции храм, позже ставший монастырским, был последней каменной постройкой новгородских князей. Церковь Спаса-Нередицы по своему архитектурному облику ничем не отличается от скромных боярских, купеческих и уличанских построек конца ХII века. Это небольшой кубического типа одноглавый храм. Внутреннее пространство его проще, менее расчленено. Значительно скромнее выглядят полати-хоры, где по углам размещены два придела. Парадная лестница в специально пристроенной башне сменяется щелевидным входом в толще западной стены. С предельной простотой оформлены фасады церкви, расчлененные лопатками в соответствии с внутренними структурными членениями здания.

Фресковая роспись церкви Спаса-Нередицы, исполненная в 1199 году, представляла до своей гибели в 1941 - 1943 годах наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи ХII века. Все стены, столбы, своды, арки и купол Нередицы были сплошь покрыты фресками. Памятник этот благодаря своей сохранности давал возможность понять декоративную систему росписи в целом, не прибегая для этого к теоретическим реконструкциям и домыслам.

В куполе Нередицы было изображено «Вознесение, ниже в барабане - пророки. В подпружных арках - медальоны с изображением «сорока мучеников». На стенах и столбах поясами были расположены отдельные фигуры и композиции. Западная стена была занята большой картиной «Страшного суда». Нижнюю часть стен покрывала орнаментальная роспись, подражавшая тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен византийских храмов.

Сюжетное содержание нередицкой росписи в основном повторяло выработанный к этому времени канон. Развернутый на стенах и сводах Нередицы цикл иллюстраций к тексту Евангелия, многочисленные изображения воинов, мучеников, отцов церкви, отшельников характерны не только для Нередицы. Нередицкая роспись позволяет, однако, убедиться в том, что основная канонизированная схема росписи в отдельных частях могла дополняться и изменяться в зависимости от местных условий и требований. В стенописи Нередицы, наряду с чертами глубокой традиционной архаики, есть ряд сюжетов, возникших по инициативе заказчиков росписи. В поясе святых, подходящих к фигуре Богоматери-Оранты, в верхней части апсиды изображены русские князья Борис и Глеб - сыновья киевского князя Владимира Святославича. Сама композиция по содержанию и по месту в росписи представляет отголосок очень архаичной для ХII века традиции, но местные дополнения вносили в эту композицию новый актуальный смысл.

В росписи Нередицкой церкви был портрет строителя церкви - новгородского князя Ярослава Владимировича. Портрет, при всей схематичности и условности трактовки, несомненно, имеет все же ряд реалистических черт, придающих ему индивидуальную характеристику.

Нередицкая стенопись дает исключительной ценности материалы для изучения организации стенописцев. Изучение художественных манер и техники росписи позволяет понять систему разделения труда между членами артели стенописцев, каждый из которых выполнял определенные части стенописи. В рамках обязательных иконографических схем и типов мастера-стенописцы сохраняли все же свою творческую индивидуальность. В росписи Нередицы прослеживается несколько различных манер. Один пишет широким живописным мазком, приближаясь по живописной манере к архаическим эллинистическим течениям в византийском искусстве; другой, наоборот, имеет явно выраженную склонность к графической манере с подчеркнутой ролью контура, тщательного рисунка; третий следует манере второго, но явно упрощая ее, внося некоторые черты примитива.

Мастера, расписывавшие Нередицкую церковь, несомненно, были местными новгородскими художниками. Черты новгородского говора нередко прорывались в надписях, пояснявших содержание изображенного.

Техника живописи по сырому грунту требовала, чтобы мастер наносил штукатурку на такой участок стены, который он мог расписать за один рабочий день. Изучая швы штукатурки, можно точно установить последовательность исполнения различных частей стенописи и техническую организацию труда живописцев.

Церковь Спаса-Нередицы в результате систематического артиллерийского обстрела в 1941 - 1943 годах была превращена фашистскими варварами в руину. От всемирно известной фресковой росписи Нередицы уцелели лишь жалкие фрагменты. В послевоенные годы по старым чертежам удалось восстановить разрушенные верхние части стен, своды и купол. Не следует думать, что умелые руки реставраторов, вернувшие первоначальный архитектурный облик этому замечательному памятнику, полностью восстановили его неповторимую ценность. Это, конечно, не так. Значение реставрации Нередицы заключается в том, что восстановленные заново ее части позволяют сохранить уцелевшие подлинные фрагменты памятника, которым в противном случае угрожала бы неминуемая гибель в ближайшие годы. Но, разумеется, даже очень точное восстановление древнего памятника зодчества лишь в некоторой, очень ограниченной степени может восполнить утрату подлинного исторического памятника, созданного руками мастеров далекого прошлого.

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.