Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Софийский собор в Киеве.


СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037) — одно из самых величественных культовых сооружений в Древней Руси, ее главный храм, построенный по образцу Софийского собора в Константинополе при участии греческих мастеров, но отличающийся неповторимым национальным своеобразием. В посвящении храма Софии «Премудрости Божией» отразились и политико-религиозное соперничество Киева с Константинополем, и великодержавная политика великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Грандиозные размеры сооружения, рациональная организация его сложной объемно-пространственной
структуры, гармония композиции, стройность и красота форм, великолепие убранства должны были символизировать утверждение на Руси христианства, прославлять мудрость и силу княжеской власти, могущество Киевского государства, переживавшего в ту эпоху свой «золотой век».
С. С. К. — пятинефный тринадцатиглавый крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера двумя обходными галереями. В наружную галерею с западной стороны включены две лестничные башни, которые вели на хоры, имевшие площадь около 300 кв.м. Художественный облик храма отражал иерархию мироустройства как ее проповедовала православная церковь: массы здания уступами нарастают к центральной главе, вознесенной выше других; в интерьере второстепенные ячейки пространственно подчинены подкупольному квадрату. Ветви подкупольного креста перекрыты уступчато повышенными коробовыми сводами — это упорядочивает передачу распора от главного купола и увеличивает устойчивость пространственной структуры. Важным конструктивным нововведением было применение разгрузочных полуарок в наружной галерее. Гигантское сооружение между тем не кажется громоздким. Верхние части здания из-за уменьшения массы, большей раздробленности и декоративности, кажутся более легкими, воздушными. Массивные (толщиной более метра) стены центральной апсиды зрительно облегчены благодаря применению уступчатых ниш. Тонкие колонки своим стремительным вертикализмом иллюзорно увеличивают высоту сооружения.
Стены здания кирпичные, полосатые, с прокладками, состоящими из нескольких рядов камня. Несохранившаяся свинцовая кровля была положена прямо на кирпичные своды. В основании сводов и арок помещались не дошедшие до нашего времени деревянные связи, поверхности которых были покрыты цветным живописным орнаментом. Живописный ансамбль мозаик и фресок С. С. К., исполненных греческими живописцами при активном участии русских мастеров в соответствии с каноном, не знает себе равных по монументальному размаху, торжественной величавости форм, декоративной выразительности.
Мозаики украшают апсиду и подкупольное пространство. Это наиболее освещенные части храма, поэтому мозаичная смальта, помимо колористического эффекта, создает впечатление драгоценного блеска и сияния. Господствуют в ансамбле образы Христа-Пантократора (в куполе), олицетворяющего «церковь небесную» и Богоматери-Оранты (в конце апсиды), символизирующей «церковь земную» и предстоящей перед своим божественным сыном «за грехи человеческие». Полуфигура Христа окружена «стражей» из четырех архангелов (уцелела одна фигура). Между окнами барабана представлены апостолы (сохранилась только фигура Павла), в парусах традиционно расположились евангелисты — четыре столпа евангельского учения. Над триумфальной аркой изображен «Деисус» — три медальона с полуфигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Над восточной и западной нодпружными арками помещены медальоны с полуфигурами Богоматери и Христа в образе священника. Несущие триумфальную арку столбы украшены фигурами архангела Гавриила и Богоматери — это сцена «Благовещения». В средней части апсиды — процессия апостолов, «Евхаристия» — композиция, непосредственно связанная с одним из основных христианских обрядов, отправляемых в храме — причастием. Под ней — фриз со святителями и архидьяконами — ряд великолепных, глубоко индивидуализированных образов. Это, конечно, не портреты, а скорее — типажи; здесь «мужи» «бодрые», «ратные», «красные лицом», «думающие», «добрые», «честные» (почтенные). Их фигуры обладают всеми достоинствами монументальной статуарности. Расположенные фронтально, в строгих предстоятельных позах, фигуры, вместе с тем, не кажутся застылыми. Кусочки смальты укладывались под разным углом, благодаря чему на живописной поверхности постоянно меняются цве-то-световые комбинации, создающие эффект подвижности, живого дыхания формы. Поддерживающие купол арки декорированы медальонами с 40 мучениками (сохранилось их 15).
Пояса мозаик, разворачиваясь на плоскости стен, искусно подчеркивают ритм и динамику храмового пространства. Изображения в них очерчены четким жестким линейным контуром. Мозаики С. С. К. изумительно красивы по цвету. В общей колористической гамме господствует золото фона, меняющее оттенки своего блеска в зависимости от освещения. Контрастные локальные цвета соединены в изысканные сочетания (серо-фиолетовый, серо-зеленый, серо-синий, «гний, темно-фиолетовый, пурпурный).
Среди фресок С. С. К. в центральной части храма находится редчайший для древне-русского искусства образец «портретной» композиции, изображающей князя Ярослава и его семью. «Портрет» самого Ярослава, располагавшийся на разрушенной позднее западной стене, до нас не дошел. Интересен групповой «портрет» княгини Ирины и трех ее дочерей, стоящих в торжественных молитвенных, как и положено в храме, позах. На хорах — напротив «Евхаристии» изображены библейские сюжеты, являющиеся ее ветхозаветными прообразами («Троица», «Три отрока в пещи огненной» и «Жертвоприношение Авраама»), а также ассоциирующиеся с «Евхаристией» еван-гельские сцены («Явление Христа ученикам», «Брак в Кане», «Тайная вечеря»). Росписи боковых приделов посвящены архангелу Михаилу, апостолу Петру, Иоаки-му и Анне и Святому Георгию (патрону Ярослава).
Лестничные башни, ведущие на хоры, украшены сценами игр на Константинопольском гипподроме, охоты на диких зверей, выступлений музыкантов, игрищ ряженых. В образах присутствующих на гипподроме «василевса и василиссы» содержится аллюзия на киевскую княжескую семью.
Стиль софийских фресок отличается большей демократичностью, чем ее мозаичное убранство: греческие типы заменяются русскими; напряженный византийский психологизм образов уступает место мягкому естественному выражению лиц; фигуры становятся более крепкими, приземистыми; вместо объема начинает господствовать линия.
Во внутреннем убранстве С. С. К. была использована и скульптура в виде рельефного декора, украшавшего алтарную преграду, обрамления дверей, фризы, гробницу князя Ярослава. Резной орнамент образует сложные переплетения извивающихся линий, обрамляющих розетты. К сожалению, от софийской скульптуры практически ничего пе осталось.
Интерьер С. С. К. — яркий, праздничный, богато украшенный живописью, драгоценной утварью, сверкающей золотом мозаик, поражал воображение современников своими масштабами и роскошью. Органическое слияние живописи с архитектурой в «театральной» обстановке богослужения, с его эмоциональными песнопениями, торжественными ритуальными действами, пышным антуражем, рождало подлинный художественный синтез, оказывавший глубокое воздействие на сознание верующих.

”Софийский собор в Киеве” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.