Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Церковь Федора Стратилата.


Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 - 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. Русло древнего Федоровского ручья, на берегу которого стоял храм, в недавнее время было засыпано, и по засыпи проложена трасса автострады Москва - Ленинград.

Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно. Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, - с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII - ХIV веков.

Живописная фактура стратилатовской росписи, как уже сказано, обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки "движек". Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих харахтеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали пейзажа, костюма, орнамента или реквизита тех или иных композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.


При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.