Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Золотая царицына палата.


ЗОЛОТАЯ ЦАРИЦЫНА ПАЛАТА Кремлевского дворца в Москве — несохранившийся памятник монументальной живописи XVI в. Росписи 3.ц.п. известны но описи, составленной Симоном Ушаковым в 1672 г. Исполнены они были в 1547 — 1552 гг. и содержали композиции династической тематики, задуманные на основе популярнейшего в то время литературного произведения «Сказание о Князьях Владимирских». Присутствовавшие среди росписей сцены из Ветхого Завета в иносказательной форме прославляли деяния Ивана IV Грозного.
На своде располагались символико-аллегорические композиции на темы времен года, явлений природы, человеческих добродетелей и пороков, восходившие к «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова и «Толковой псалтири». Они были весьма далеки от реальности, но, судя по поэтическому описанию, очень красивы но живописи: «А по левую сторону врат написан ... круг Временный крылат: четыре крыла внутрь, а около четыреж крыла. А в том кругу четыре круга — написано времены: Весна, Лето, Есень, Зима. Весна написана девичьим образом в венце царском и порфире (т.е. в красном царском наряде — Е. К.), на престоле седяща. Лето написано: муж средовечен (средних лет) в венце царском и порфире, седящ на престоле. Есень написана: муж в венце царском и порфире, седящ на престоле, в руне сосуд. Зима написана: муж стар простой одежды седит на малом престоле, а лохти обнажены.... В том же кругу написан муж млад, наг, крылат, мало ризы через плечо перекинуты. А подпись ему «Год». Аллегорические композиции были очень распространены в XVI столетни.

Опись фресок 3. ц. п., составленная Симоном Ушаковым, позволяет судить и об архитектурной планировке палаты, которая была разобрана в XVIII в.: она. по всей видимости, была квадратной, имела по три окна с каждой стороны и была перекрыта сомкнутым сводом. Из описания колорита росписей можно сделать вывод о происхождении названия палаты: среди «празеленя», «огненного», «белого» и других цветов очень часто упоминается золото, видимо, создававшее основу колористической гаммы или служившее фоном для сюжетных композиций.

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.