Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Знаменский Собор в Новгороде.


На Торговой стороне Новгорода рядом со всемирно известной церковью XIV века Спаса Преображения, что на Ильине улице, возвышаются пятиглавый Знаменский собор и отдельно стоящая шатровая колокольня. Их окружают невысокие одноэтажные по­стройки. В целом они составляют живописный ан­самбль. Собор, колокольня и святые врата, крытые дву­мя бочками, сооружены в конце XVII — начале XVIII вв. Западный корпус бывшей богадельни построен в 1809 г., по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прежнего каменного, возведенного по велению нов­городского митрополита Иова в начале XVIII в. К первой половине XVIII в. относятся и северные корпуса.

Среди множества сохранившихся древних памятников архитектуры, определяющих своеобразие Новгорода, Знаменский собор выделяется своим "неновгородским" обликом. Утрата Новгородом в конце XV в. экономической и политической независимости, тесные контакты с Москвой и другими русскими землями привели к тому, что к XVII в. черты самостоятельной Новгородской школы зодчества постепенно растворились в процессе сложного взаимодействия разных архитектурных течений.
В сооружении собора принимали участие как новгородские строители, так и мастера, приглашенные из других городов России. Один из подрядчиков, поставлявших кирпич для строительства, был выходцем из волжского города Балахны — одного из крупных центров кирпичного производства. Известны имена еще двух кирпичников: Якушки Щербакова и Трофима Ульянова. Часть кирпича изготовлялась в Колмове. Софийский дом имел там собственные кирпичные сараи. Кирпич у подрядчиков получали, кроме служителей Софийского дома, стрельцы Московского нового приказа Сава Андронов и Сава Якимов. Вклад в сооружение Знаменского собора внесли и новгородские мастера плотники, которые в 1687 г. делали полы и тесовые кровли. Одну артель возглавлял бобыль (безземельный крестьянин) Софийского дома "Иван Яковлев Полянский", другую — посадский человек Семен Алексеев. Стилистическое сходство собора и колокольни с ярославскими и костромскими постройками позволяют предполагать участие в каменных работах мастеров из Поволжья.

Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы XVII в. Он представляет собой тип монументального четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с трех сторон двухъярусными галереями и завершенного пятью куполами из которых только центральный является световым.
В 1690-е гг., вскоре после строительства, пострадавший от пожара собор, отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия.
Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежала митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельеф­ной, так называемой "флемованной" резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков, трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский.

Пострадал храм в сильный пожар 1745 г.: в паперти и на крыльцах потрескались от огня "окончины стеклянные", повредилась глава над северным приделом, опа­янная жестью. Большие ремонтные работы были осуще­ствлены на пожертвования графини Анны Орловой-Чесменской в 1844-45 гг., а также в 1880 г. Значительные повреждения памятник получил в годы Великой Отечественной войны.

В 1944 г. собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, по-видимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму.
Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М.Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П.Никольская и Н.Н.Кузьмина. Г.М. Восстановление стенописей собора было начато в 1950-е годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-е годы бригадой новгородской реставрационной матерской.

В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами иногда исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

”Знаменский Собор в Новгороде” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.